Доброго времени суток всем гостям и почитателям сайта!
Привет тебе, наступившая сахалинская осень! Чего нам ждать от тебя — раннего холода или долгого тепла?
Солнечного золота? Дождевого серебра?
Как бы то ни было, а у нас сентябрь начался с дождей, и … с позитива, как и каждый сентябрь каждого нового учебного года.
И сегодня мне хочется затронуть тему позитива и способности человека к обучению, которая на самом деле не зависит ни от возраста, ни от времени года, ни от погоды за нашими окнами.
Есть такое направление в краткосрочной психотерапии, которое носит название позитивной психотерапии. Ее основатель Н.Пезешкиан считал, что проблему человека можно решить путем мобилизации его внутренних ресурсов, которые есть у каждого человека. Это способности человека:
1. общие способности к познанию и любви;
2. индивидуальные способности каждого.
Человек приходит в этот мир изначально счастливым и свободным (конечно не считая зависимости от мамы, как от основного источника наслаждения, дающего тепло, любовь, пищу). Вспомните те прекрасные мгновения отражения счастья (первая, еще не осознаваемая улыбка, смех), появляющиеся на лицах малышей уже через несколько месяцев после рождения. Малыш изначально любит и принимает весь мир, конечно, начиная с мамы и через маму. Если ему тепло, сытно, спокойно — это самое счастливое в мире существо. Как мало нам нужно для счастья пока мы так малы.
Подрастая, ребенок постепенно начинает постигать этот сложный мир опять же через семью и близких, становясь от этого еще счастливее, теперь уже часто осознавая это счастье, т.к. он начинает учиться. Учиться произносить свои первые слова, делать свои первые шаги, правильно держать ложку, самостоятельно пить из кружечки и еще много-много чего самого разного, того, что он учится делать самостоятельно в различных сферах своей пока маленькой жизни.
И это обучение, успешное обучение способно сделать его еще счастливее. Он получает опыт. Опыт проб и ошибок, и правильных действий, которые постепенно закрепляются в его теле и в его психике. Так формируется способность к обучению и научению.
А способность к любви является врожденной.
И это самое главное, что есть у каждого человека без исключения!
А вот индивидуальные отличия и способности позволяют подойти к каждому человеку дифференцировано, задействуя его уникальный индивидуальный опыт, плюс характерологические особенности и отличительные черты. Все это определяет личностный подход в позитивной психотерапии.
Такая вот есть история об индивидуальных способностях:
Пять мудрецов заблудились в лесу.
Первый сказал:
— Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
— Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
— Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
Четвертый сказал:
— Я пойду вперед — надо двигаться дальше, лес непременно закончиться, и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтоб быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Но он ошибался.
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
В позитивной психотерапии действительно применяется много притч, историй, которые помогают клиенту увидеть свою проблему со стороны и позволяют предвидеть развитие событий, как продолжение личной истории клиента, в позитивном ключе.
Как жаль, что после окончания школы мы выносим в жизнь установку — ошибка — это плохо. Допустил ошибку — снизил себе оценку. Эта педагогическая установка впоследствии влияет на психологическое восприятие трудностей в жизни человека. Ошибаться плохо. Отнюдь! Ошибайтесь! Не бойтесь своих ошибок! Только пережив определенный опыт ошибки человек способен научиться и понять, чтобы взять самое важное из этого опыта для себя, для своего будущего.
Великий Эйнштейн как-то сказал: «Если вы чувствуете, что не сделали в жизни ни одной ошибки, это значит, что за свою жизнь вы не испробовали ничего нового».
Ну что ж, с позитивным вас сентябрем! С началом обучения (для каждого своего, но обязательно позитивного)! И в завершение маленький подарок к началу нового позитивного учебного года —
1. Не забывайте выбрасывать мусор… из ведра… из головы… из жизни!
2. Когда ваши дела идут плохо — просто не ходите с ними.
3. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
4. Если ошибку можно исправить — значит ты еще не ошибся.
5. Спасибо тем людям, которые вошли в мою жизнь и сделали ее прекрасной. И еще, спасибо тем людям, которые вышли из нее, и сделали ее еще лучше.
6. Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.
7. Если кто-то на вас ругается, злится или обижается — задавите его своим позитивом.
8. Свою жизнь надо устраивать до тех пор, пока жизнь не начнет устраивать тебя.
9.. Не хочу вас расстраивать, но у меня все хорошо!
10. На грабли не наступаю. Я уже по ним танцую!
11. Совершенно не обязательно делать великие вещи, можно делать и маленькие, но с Любовью!
12.Самый лучший день — это сегодня!
автор статьи: Баклагина О. (притча и правила заимствованы из интернета)