Всем известно, что гипноз (классический, эриксоновский) – это особый инструмент, который позволяет быстро внести существенные изменения в плане улучшения психологического состояния человека.
За последние тридцать лет клинический гипноз существенно эволюционировал, и особенно за последние 10 лет. Гипноз больше не рассматривается как пассивное состояние, вызванное внушением. Это активный процесс, использующий внимание человека для того, чтобы изменить активность его сознания.
Современные исследования и открытия в области нейронауки и клинической психологии обогатили теорию и практику эриксоновского гипноза и позволили выдвинуть на первый план в клинической работе сознание человека. А именно активизацию сознания посредством воздействия на внимание, перенаправляя и активизируя луч внимания в сознании человека.
Понятие «сознание» в последние годы активно изучается научным сообществом философов, медиков, психологов благодаря данным, полученным в результате использования новейшего медицинского оборудования и клиническим исследованиям. Эти исследования касаются не только теоретической, но и чисто практической, клинической работы, позволяя использовать эти новые знания в техниках активизации сознания, направленных на улучшение психологического и физиологического самочувствия человека, снижение дискомфорта.
Это новый подход к трансу и новая терапевтическая работа в трансе.
Во-первых, это больше не глубокий транс близкий ко сну. Он намного более поверхностный и активный, многим клиентам подходит именно такой. Особенно такие техники великолепно используются в работе с детьми.
Во-вторых, положение тела, занимаемое клиентом при выполнении упражнения, тоже предполагает наличие внутренней активности, динамического равновесия. Это положение на стуле/табуретке. Также великолепно подходит для использования в работе с детьми.
В-третьих, произошло переключение внимания к области тела человека и телесной работе в трансе, как признание многомерности сознания. Терапию активизацией сознания называют психотелесной терапией, в которой подчеркивается значимость тела. И это с большей охотой принимается детьми. В работе в техниках активизации сознания задействованы руки и изменения положения тела.
Разница между сознанием и вниманием заключается в том, что самое главное – это не осознавать, что сейчас происходит, а обращать внимание. Современные исследователи используют метафору сферы. В сфере сознания луч внимания перемещается свободно в зависимости от стимула. Внимание всегда обращено в каждый конкретный момент времени на что-то одно.
Впервые это было опубликовано в журнале «Science» в 2010г., где исследователи показали «однорельсовость» внимания. У нас одновременно возникают тысячи идей. И каждое мое слово создает также одновременно несколько идей. Но среди всех этих тысяч идей одна идея более интенсивна, чем другие, именно она и выражается (см. рис.1, где «cible» — идея, «reponse» — ответ).
Это показывает важность внимания, которое определяет интенсивность той идеи, которая будет выражаться.
В случае с клиентом с болью или психологическим дискомфортом он обращает свое внимание только на боль, только на дискомфорт, не смотрит на солнце, не слышит людей, т.к. его внимание приковано к этой проблеме. Это патологическое точечное внимание.
Психотерапевт, работающий в техниках активизации сознания, активирует это внимание, показывая человеку существование солнца, других людей и т.д. Это все происходит благодаря собственным ресурсам клиента в сфере его сознания. Обретая уровень активного глобального сознания, человек чувствует себя более комфортно.
Американский психолог, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета Михай Чиксентмихайи впервые описал это революционное понятие в психологии – «теорию потока», как приятные и полезные вибрации, смешанные с понятием текучести, удовольствия, особого состояния, напоминающего Дзэн, состояния полного единения с деятельностью и мотивацией.
Впервые современная схема глобального сознания была опубликована в отчетах журнала Международной академии наук в 1998г.
Это сфера с лучами, объемом, структурой и поверхностью.
Еще великий философ XVII века Б.Спиноза писал о том, что если бы ему довелось нарисовать сознание, он бы использовал линии, поверхности и некий объем.
В этой сфере есть четыре сектора входящих, в которых проявляется внимание и только один выход:
1.Perceptual systems (Present) — сектор чувственности здесь и сейчас.
2.Long-term memory (Past) – сектор долговременной памяти, ощущения, восприятие прошлого.
3.Evaluative systems (Value) — оценочная система, компас будущего
- Attentional systems (Focusing) – Alarm – система внимания, тревога
- Motor systems – моторная реакция тела.
Это значит, что выход в четыре раза важнее, чем вход.
Это очень важно для терапии. Потому что, когда мы сидим напротив клиента, нам нужно знать в каком из секторов находится его внимание. Все несознательные жесты человека говорят о переключении внимания.
Когда у клиента имеется проблема, боль или страдание, его внимание точечно направлено в зону боли и больше никуда.
Как сделать, чтобы его внимание стало активным, расширенным?
Как это происходит в моей работе?
Я приведу один клинический случай: работу с мальчиком — старшеклассником (проблемы: ПА и др.).
На первом сеансе выявляя проблемы юноши, делаю особый акцент на его ресурсах (это выясняется в консультационной беседе) и предлагаю сделать упражнение, целью которого является переход от психологического и физиологического дискомфорта к комфорту. Чтобы он в своей ситуации, в своей жизни мог чувствовать себя хорошо, спокойно и комфортно.
Юноша наблюдается у психиатра и полтора месяца принимает нейролептики. Однако приступы случаются и на фоне приема медикаментов.
В упражнении, в трансовом состоянии, когда сознание клиента расширено, его внимание фокусируется на ресурсах. Для этого использую метафоры – раннего научения (того, что для него ресурсно), т.е. задействуем сектор памяти «Схемы сознания», метафоры изменения (работают три сектора: «здесь и сейчас», сектор памяти и сектор будущего) и терапевтические метафоры. Для таких метафор очень хорошо использовать элементы природы.
Например, юноша любит море, любит плавать, как терапевтическую метафору можно использовать историю про море, сказку о ракушке, метафору волны или морской пены. Слушая такие истории и сказки, клиент принимает изменения.
И обязательно задействуется сектор моторики, т.к. согласно схеме и клиническому опыту этот сектор имеет чрезвычайно важное значение. В упражнении это значит, задействуется тело, руки (левитация, изменение положения и др.). Более того, все непроизвольные движения (изменение дыхания, слезы, непроизвольные движения руками) утилизируются, т.е. используются. Принцип утилизационного подхода, принятый в гипнозе, прекрасно сочетается с техниками современного подхода к гипнозу.
Т.о. внимание переориентируется с сектора, где есть проблема (Alarm – тревога) и фиксируется на ресурсах клиента, на опыте его обучения, на терапевтической метафоре, как подсказке, задействуется его тело, позволяя произвести работу корректно и экологично.
По завершении упражнения (длит. от 20 до 30 мин.) состояние нормализуется и стабилизируется. Даются указания к использованию техники дома. Обязательно.
Как показывают результаты клинических исследований (опубликованы в журнале «Science» 2007г., 2010г. и др.) эффективность применения данных техник в 5 раз выше по сравнению с медикаментозной и некоторыми другими направлениями терапий. Также основываясь на своем практическом опыте, могу подтвердить заявленную эффективность
Все это — есть эволюция гипноза!