В мастерской представлена методика работы с клиентами, основанная на краткосрочной психотерапии Милтона Эриксона. Сам метод получил название «эриксоновский гипноз».
Причем же здесь тело?
А вот это и есть самое интересное…
Есть такой вид гадания — подвесить кольцо на ниточке и задать вопрос. Обычно такой маятник начинает раскачиваться. В зависимости от того, как раскачивается маятник, человек прочитывает ответ на свой вопрос (вперед — назад — «да», влево — вправо — «нет»). Кто же отвечает на вопрос? Духи? Высшие силы?
Отнюдь, в основе движения маятника лежит идеомоторный феномен, и свой ответ человек получает от собственного Бессознательного. Концентрируясь на вопросе, человек как бы погружается внутрь себя, входит в состояние внутренней сосредоточенности, когда нет отвлечения на посторонние мысли,исключается направленность во вне и остается только углубление в себя, с целью прочувствовать это состояние — сосредоточенность на заданном вопросе. Это так называемое состояние транса,обращение к собственному Бессознательному, к тому колоссальному объему внутреннего опыта, который оно хранит.
Так и получается, что если испрашиваемый имеет внутри себя какой-то негатив, пусть даже очень отдаленно касающийся искомой ситуации, то и ответ будет соответствующий. И наоборот.
Как правило человек не осознает того, что в его Бессознательном уже есть ответ на его вопрос, поэтому все приписывается потусторонним силам. На практике же внутренний настрой, фокусировка луча сознания передается руке (телу) для совершения того или иного движения.
Тело — проводник сознания человека. Много мудрого написано о нашем теле:
- «Каково тело, такова и душа, идея, познание…» (Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его блаженстве)
- «Нельзя врачевать тело, не врачуя души…» (Сократ)
- «Я, тело и душа — так говорит ребенок. И почему не говорить, как дети? Тело — это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь…» (Ф.Ницше)
- «Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека…» (Сенека)
- «Тело — это это источник всей вашей жизни. И что вы из него сделаете, зависит от вас. Тело не соблазняет вас стать грешником, не вдохновляет вас стать святым. Кем бы вы не были, грешником или святым, тело продолжает свою работу. У него столько своей работы, у него нет времени на другие дела. Тело — начало вашей сущности. Из тела вы можете двигаться к сущности» (Ошо)
- Скажу только вообще, что чем какое-либо тело способнее других к большему числудействий или страданий, тем дух (разум) его способнее других к одновременномувосприятию большего числа вещей». (Спиноза. Этика)
Каково наше сознание, какие мысли мы продуцируем в окружающий нас мир, какими действиями подкрепляем свою приверженность к определенному образу мыслей, таким и будет наш проводник, наше тело.
Что мы даем нашему телу кроме своих мыслей?
Мы кушаем, вдыхаем воздух, пьем, мы слышим, ощущаем, видим, чувствуем, через тело мы воспринимаем мир, осознаем его, через тело мы выражаем себя миру. Уникальность нашего тела в том, что оно обладает действительно глубинной мудростью. Мудростью Бессознательного — той части нас самих, которая хранит в своей памяти все мельчайшие события нашей жизни, составляющие личный жизненный опыт человека.
Подход к психотерапии через осознание личного опыта характерен для представителей гуманистического направления, яркими представителями которого являются — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл.
Однако не всегда Бессознательное человека выносит на поверхность сознания все то, что составляет его личный жизненный опыт. По другому и не может быть. Это огромная кладовая информации, которая в повседневной жизни человеку просто не нужна.
Язык Бессознательного — образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью, когда мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послания от нашего внутреннего разума, от нашего Бессознательного, и в них содержится что-то важное для нас. Иногда мы пытаемся их разгадывать, делая это более или менее успешно.
Мы тоже своими мыслями общаемся с этой мудрой, компетентной частью нас самих. Так образы, картинки, представления, которые возникают в нашем сознании (попросту — наши мысли) во многом определяют нашу жизнь, являясь как бы командами для мудрого Бессознательного.
«Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, — это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек все время думает о том, какой он бедный, несчастный или больной, автопилот как бы смотрит: «Что там происходит, хозяин? Бедность, несчастье, болезнь. Курс: зюйд — зюйд — вес. Поехали…» И приводит — безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу — курс будет другой и результат будет другой» (М.Р.Гинзбург)
Обычно человек не дает себе отчета что то, что он делает, является запрограммированным им самим.. Отсюда возникает понятие «негативный гипноз». Человек как бы ходит по замкнутому кругу, созданному им самим.
Можно ли достучаться до своего Бессознательного с целью улучшить, изменить сложившуюся негативную ситуацию?
Можно, но не всегда самому. Очень тяжело надевать на себя так неподходящие тебе одежды, это как примерять пиджачок с чужого плеча. Эти мысли, а тем более образ действий, которые мы используем, очень сроднились со все нашим существом, срослись с ним. Как это человеку никогда не практиковавшему утренние пробежки, любителю долгого сидения за компьютером в накуренном помещении, считающему самого себя «совой» или большим консерватором, вдруг начать бегать по утрам? Можно?
Можно, если совсем подожмет, если доктора пригрозят, и еще немножечко «если…». А просто так, самому? Вряд ли…
— Я не могу равнодушно пройти мимо хамства! Я научу этого глупого человека! Дам ему понять, что он — хам!
— Я не могу, когда со мной обращаются не справедливо! Я просто выхожу из себя!
— Я не могу молчать, когда на меня повышают голос! Я отвечаю тем же!
— Я не могу, когда вокруг не считаются с моим мнением! Я тоже человек и заставлю вас считаться со мной!
Как много «Я не могу…», того, что в последствии ведет к нервным срывам, депрессии, угнетенному состоянию, а дальше к физическим, телесным заболеваниям.
Заданный нами самими стереотип поведения, жесткие ограничивающие рамки которого не позволяют взглянуть на мир по-другому.
— Где же выход? — спросите вы.
В терапии. В обращении к своему Бессознательному посредством терапии.
Эриксоновский гипноз входит в поведенческую терапию. Это психодинамиеская терапия, позволяющая в достаточно короткие сроки решить проблему человека.
Что есть гипноз? Это состояние измененного сознания или процесс?
10 лет назад гипноз относили к состоянию. Однако это не сон и не бодрствование. Это не состояние. Оно не возникает в определенный момент и не уходит в никуда.
Этот процесс присущ человеку всегда, начиная с самого рождения. Вспомните те минуты, когда не осознаешь время, зачитываясь увлекательной книгой, или минуты задумчивости у окна с чашечкой чая, или у окна движущегося поезда или парохода или самолета наконец. Когда как бы не существует внешних раздражителей, ничего не отвлекает… и так тепло и приятно ехать в этом купе или каюте, глядеть в это окно, испытывая какое-то необъяснимое чувство комфорта и покоя.
Гипнотический процесс — это маленький огонек, который есть у всех. Гипноз позволяет активировать этот процесс, сделать его терапевтическим, поставить на службу человеку, достичь желаемого результата. Гипноз — это не состояние, это активизация психического процесса.
Второе понятие, которое обычно дают гипнозу — это транс.
В состоянии транса входят монахи, занимающиеся медитациями, люди, применяющие духовные практики, верующие, читающие молитвы. Это состояние целебно само по себе.
Гипноз относится не только к области болезни и здоровья человека, но так же и к области творчества. Актеры, участвующие в спектакле, чемпионы в спорте в момент своих достижений, люди, занимающиеся творчеством, как таковым проявляют признаки активного транса.
Вхождение в транс, терапевтическое использование транса, возможность переструктурировать патологические образования, раскрытие новых творческих граней человека, расширение видения, новое восприятие мира человеком, осознание своего места в этом мире, а так же возможность открытия для себя своего внутреннего мира — все это позволило называть эриксоновский гипноз королевской дорогой психотерапии. Подтверждением являются различного рода феномены, характерные для гипнотических сеансов — феномен каталепсии, левитации и др., как проявления действия Бессознательного при выполнении отдельных упражнений. В результате прохождения терапии достигается максимальная эффективность работы, позволяющая справиться с психосоматическими расстройствами, в основе которых может лежать тяжелое невротическое переживание, с которым в обычном состоянии человек просто не в силах справиться.
Медицина и духовность на Западе в лечебной практике всегда были разделены. Однако сейчас область духовности постепенно входит в психотерапию. Около 15 лет назад были сделаны открытия, позволяющие оценить изменения, происходящие в теле у людей, занимающихся духовными практиками. Исследовали уровень погружения в транс буддистских монахов, не один год занимающихся медитацией. Этот уровень оказался идентичным уровню погружения в транс клиента, находящегося на приеме у гипнотерапевта, испытывающего транс первый раз в своей жизни. Гипноз не эзотерика.
Активный, легкий, поверхностный транс полезен для нормальных, здоровых, творческих людей и целебен для людей, нуждающихся в психокоррекции.
Каждый сеанс эриксоновского гипноза уникален.
В IV веке до н.э. Аристотель написал «Риторику», как ораторское искусство для того, чтобы помочь адвокатам использовать хорошие внушения с целью выиграть судебный процесс. Последнюю главу своей работы Аристотель посвящает учению о творчестве — «Поэтике». Введение поэзии и метафоры в речь эриксоновского гипнотерапевта является необходимым атрибутом любого терапевтического сеанса. «…взяв низменные простые слова, но сложив их в приятные и искусные словосочетания, облекают речь величайшей прелестью…», — так писал Диониссий Галикарнасский о поэтах и ораторах тех времен. Это же можно отнести и к речи терапевта на сеансе. Помогая клиенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет его внутрь, побуждая к внутреннему творческому поиску.
Закончить свою статью я хочу словами удивительного гениального человека, мастера- гипноза, создателя особого направления в гипнозе, которое стало носить его имя — имя Милтона Эриксона.
«Мой голос останется с вами…он может превратиться в звук, который вы захотите услышать, в пение птиц, шум ветра, шорох листьев, гул водопада…»
И еще немножко, теперь от себя: «Все это есть… и будет. И тихие дни… и бурные… И можно просто наблюдать за этим. Не ждать, не бояться, а быть высоким и свободным. И брать для себя все только самое нужное и хорошее, чтобы чувствовать зарождение радости в каждой клеточке своего тела…»
_____________________________________________________________________________________________________________________
В написании статьи использованы фрагменты лекций доктора Жана Беккио, вице-президента французской ассоциации гипнотерапевтов, а так же выдержки из книги М.Р.Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс».